ТРИ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Шаг первый

«Куда ж нам плыть?..»

На объявление психолога о начале занятий по психологии собра­лись 18 пятиклассников, пришедших полюбопытствовать: «А чем тут занимаются?» Заранее предвидя нестойкость такого поверхностного любопытства, я намеревалась не играть с детским доверием втемную и сразу выложила свои карты на стол, изложив свои условия игры:

1. Я люблю психологию — науку о душе (короткая этимологи­ческая справка может быть дополнена мифом о Психее), потому, что мне бесконечно интересна моя собственная душа и души других людей. При этом устройство души мне бесконечно интереснее устройства космоса, компьютера, цветка... Поэтому я выбрала

психологию своей профессией.

2. Душа есть у каждого из здесь присутствующих двуногих бес­крылых. Кто-либо хочет возразить? Нет. В этом мнении мы единодушны. Я так же смею утверждать, что каждому из вас ваша собственная душа весьма интересна... Кажется, и в этом мы единодушны, иначе вы не собрались бы здесь после уроков! Психологами являются все, кто интересуется душой. Поэтому, я могу называть вас коллегами и поделюсь свами некоторыми

правилами профессии.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. «Не лезь в душу, если тебя не приглашают.»

Это значит, что я не буду (и другим не советую) высказываться о душевной жизни кого-либо из здесь присутствующих без его или ее специальной просьбы. Поэтому, если у вас есть вопрос,

спрашивайте — устно или письменно.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. На некоторые вопросы я буду отвечать

только с глазу на глаз. (Рассказываю, как со мной можно договариваться об индивидуальных консультациях.) Тайна

информации гарантируется. Все, о чем пойдет речь в группе, не будет выноситься за рамки группы. То, что вы будете высказывать о себе, даже в группе до определенного срока обсуждаться будет в

строго анонимной форме.

3. Мне интересны все разделы психологии, но это не значит, что

все так же интересно и моим ученикам. Поэтому будем все время договариваться с группой, чем нам стоит заниматься вместе. Начнем

переговоры сейчас же.

На доске вывешен плакат, по которому ведется рассказ об

основных направлениях работы психолога:

1) Психолог стремится узнать: Как устроена душа? Что такое эмо­ции, воля, память, воображение, мышление, внимание, интуиция, склонности, способности?.. Зачем мне дарованы все эти свойства? Что бы было, если бы у меня не было, к примеру, эмоций? Чем мое воображение или воля отличаются от воли и воображения другого

человека?..

2) Психолог любит измерять все душевные качества — свои и

других людей: определять, какой именно у человека характер, темперамент, тип личности, способ обучения, стиль общения... Для измерения всех психических качеств психологи создают особые измерительные приборы, которые называются ТЕСТЫ. Умение пользоваться тестами и проводить тестирование — одно из многих



профессиональных умений психологов.

3) Психолог надеется и верит в возможность помогать себе и другим людям в решении их личных проблем: Как достигнуть взаимопонимания? Как найти и сохранить друзей и любимых? Как сохранить или восстановить душевное равновесие? Как достичь

своих высших возможностей?..

4) Психолог учится сам и учит других навыкам общения, понима­ния, владения собой, запоминания, сосредоточения, то есть всем тем полезным навыкам, которые необходимы для того, чтобы умело выполнять любую деятельность, лучше учиться, более успешно

строить свои отношения с другими людьми.

5) Психолог изучает, как происходит развитие и изменение душевной жизни, различных психических качеств у людей разных

возрастов. Чем, например, подростки отличаются от детей и от взрослых? Почему дети одной и той же семьи, обладают разным характером? Как условия жизни влияют на становление характера человека? Какой бы я была, если бы родилась в Х веке в Италии? Какой я могу стать, если уеду жить в США? Можно ли повлиять на развитие психических качеств: сделать человека умнее или добрее?

Может ли человек это сделать сам...

После рассказа о возможностях науки психологии ученикам было

предложено самоопределиться: высказать свои пожелания и предпочтения. Для этого каждый получил бланк с пятибалльной

шкалой:

* ---------------------* ------------------* --------------------* -----------------------*

не хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

Подписав бланк, ученик высказывал свои пожелания по каждому пункту возможной программы занятий психологией: ставил в любом месте шкалы цифру 1 — хочу ли я изучать устройство души. Потом в том же или в любом другом месте — цифру 2 — хочу ли я знакомиться с тестами. Цифра 3 означает — хочу ли я научиться помогать другим людям в решении их личных проблем. Цифра 4 — хочу ли я учиться навыкам общения, сосредоточения и другой психотехнике. Цифра 5 — хочу ли я изучать законы развития психики в разные возрастные периоды и в разных условиях жизни. Разумеется, ученики немедленно высказывали и свои особые



пожелания, если таковые имелись.

Собрав детские записи, я объяснила, как буду их обрабатывать, обещала при следующей встрече предъявить результаты и выбрать тему следующих занятий в соответствии с пожеланиями трудящихся. Способ обработки был предельно прост; каждое высказывание «очень хочу» оценивалось двумя баллами, «хочу» — одним баллом, «не возражаю» —0, «не хочу» — -1, «очень не хочу» — -2. Далее подсчитывался общий балл по группе, определялись ведущие интересы. В группе, где проводились

занятия, интересы распределились следующим образом:*~

— изучать законы развития психики — 26 баллов,

— тестировать себя и других — 23 балла,

— изучать устройство души — 20 баллов,

— учиться навыкам общения и психотехнике — 18 баллов,

— помогать себе и другим в решении личных проблем — 15

баллов. Эти результаты показали, что в группе пока преобладают

познавательные интересы и есть некоторая настороженность в отношении личной (личностной) тематики. Это единственная тема, где появилось несколько суждений — «очень не хочу». Следова­тельно, следующее занятие надо было спланировать так, чтобы познавательный интерес был, если не удовлетворен, то раздразнен, но чтобы при этом не было никаких посягательств на внутренний мир пришедших на занятия отроков. Декларированные правила работы психолога в этой группе должны пройти еще долгую проверку («на вшивость», как выражаются сами подростки).


6096664237548581.html
6096725491477059.html
    PR.RU™