Классификация цен в зависимости от территории действия.

В соответствии с этим признаком различают:

- цены единые или поясные;

- цены региональные (зональные, местные и т.д.). Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата.

Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цен

Исходя из этого экономического признака, различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы иен от воздействия государства при их определении.В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.



1. Свободные цены — свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно — путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

2. Цены регулируемые - цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля - как правило это продукция и услуги производимые естественными монополиями перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг на которые распространяются меры государственного регулирования определен

постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Наиболее важные из них это: - газ и некоторые другие виды топлива,

- тарифы магистрального транспорта,

- связь и почтовые услуги,



- коммунальные услуги

- муниципальный транспорт и др.

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

1) установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); вариант-определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста:

2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

3) установление ограничений на размер посреднической надбавки;

4) определение нижнего предела цены.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

После либерализации цен с 2 января 1992 г. сфера действия свободных цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Решениями Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право предоставлено, например, региональным органам власти и управления в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области, и др., и они довольно часто используют его. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

Это тем более актуально для нас, что названная проблема в России еще далека от разрешения.

Рассмотрев классификационные признаки цен перейдем к рассмотрению внутренних элементов составляющих цену.

2.3. Состав и структура цены

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль - 20% и т.д.

Так, например оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства закупочные цены не включают акциз и НДС. НДС не включается и в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. Товар от предприятия-производителя может поступать непосредственно в торговую сеть. Структура розничной цены будет следующей:

Товар от предприятия-производителя может поступать в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию).

для начисления НДС посредника является оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка, вровень НДС у посредников такой же, как у производителя, т. е. 18 % .

Состав розничной цены включает в себя следующие оставляющие: оптовую цену промышленности, НДС и торговую надбавку. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Пример: свободная отпускная (оптовая) цена на товар составляет 118 руб., в том числе НДС 18 руб.

1. Товар поступает от предприятия-производителя непосредственно в торговую организацию. Торговая надбавка 30%. Розничная цена =118 руб. + 30% (35,4 руб.) =153,4 руб.

2. Товар поступает в торговую "сеть через одного посредника (оптовую или снабженческо-сбытовую организацию). Торговая надбавка 30%. Оптовая надбавка 10%.

Розничная цена составляет: 118 руб. (отпускная цена с НДС) + 10%. оптовая надбавка (11,8 руб.) + 30% торговая надбавка (38,94 руб.) =168,74 руб.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием изготовителем товара. Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции до 10% по основным продуктам питания.

НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются статьями дохода бюджета.

Контрольные вопросы

1. Определение системы цен.

2.Основные составляющие системы цен.

3.Взаимосвязь и взаимная зависимость основных блоков цен.

4. Классификационные признаки цен в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения.

5.Классификационные признаки цен в зависимости территории действия, порядка возмещения потребителями транспортных расходов.

6 Классификационные признаки цен в зависимости степени свободы воздействия государства при их определении.

7. Классификационные признаки цен в зависимости степени новизны товара, времени действия.

8. Состав цены.

9.Структура цены (оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, розничная цена).

3. Ценообразующие факторы

3.1. Взаимодействие цены, спроса и предложения

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помо­щью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные това­ры, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует раз­личать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, ког­да подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные плате­жеспособностью покупателя.

Объем спроса - это то количество товара (услуг), которое поку­патель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством това­ров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.

Такое изменение спроса объясняется следующими обстоятельствами:

- по низкой цене купить товар может большее число потребителей;

- низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому;

- если цены на товар будут высокими, определенное число поку­пателей откажутся Таблица 3.1.

Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке

Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении Спрос (Quantity) — количество проданного товара А

Используя данные, приведенные в табл. 1.1, можно построить кривую спроса DD (рис. 1). По оси ОХ отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси О Y— цены на единицу данного товара. Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое будет приобретено покупателем по данной цене.

Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количе­ством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено.

Рис. 3.1. Кривые спроса и предложения

Источник: Ценообразование /Под ред. И.К. Салинжанова, учебник. - КноРус, Москва, 2008

Если изменяется цена товара (РX ), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наибо­лее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.


6095103602977867.html
6095155014987770.html
    PR.RU™