ПРИЛОЖЕНИЯ. Из ответов видно, что большинство детей осознают, что от­ношения в их классе далеки от дружеских и что проблему надо решать




Комментарии

Из ответов видно, что большинство детей осознают, что от­ношения в их классе далеки от дружеских и что проблему надо решать. Они предлагают пути ее решения, но без участия взрос­лых — классного руководителя — они ничего не сделают. Сле­довательно, основная роль все-таки принадлежит учителю, а ро­дители и психолог могут и должны помогать, поддерживать.

Однако как показывает опыт и результаты опроса, дети, даже страдающие от притеснений, не стремятся к смене обстановки.

Примеры.

—Наш класс такой недружелюбный, потому что все друг на друга доносят, презирают, идут распри, все считают друг друга идиотами.

—Мне не то чтобы нравится атмосфера в нашем классе, но так как я живу частично личной жизнью, я не концентрирую внимание на нашем классе.

—Друзья есть, но мы с ними и с ней не очень редко ссо­римся.

—Чтобы поменять обстановку, надо много людей выгнать, осталось бы очень мало, поэтому лучше так не делать.

—Я бы не хотела учиться в другом классе — уже привыкла к нашим идиотским козлам, в другом классе было бы не так приятно.


Приложение 3 Социометрия*

Ребятам задают три вопроса:

1. К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью по учебе?

2. Кому доверили бы свой секрет?

3. Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, вик­торине и т.д. (но не спортивном соревновании — это осо­бо оговаривается)?

Я прошу назвать не более трех одноклассников. Правда, час­то ребята выпрашивают у меня разрешение указать большее или меньшее количество одноклассников. Но в третьем вопросе должно быть названо не больше и не меньше трех однокласс­ников (в крайнем случае разрешается в скобках написать чет­вертого — запасного игрока).

Данное исследование проводится как минимум два раза в год, начиная с первого класса, позволяет проследить динамику возникновения симпатий-антипатий в классе, дает некоторые представления о взаимоотношениях между учащимися, помо­гает выделить неформальных лидеров и отследить взаимные предпочтения. Также указывает на возможных аутсайдеров — ребят — которых не выбирают ни по одному из параметров (уче­ба, секрет, команда).

Каждый параметр может иметь своих лидеров. Наиболее показательна ситуация, когда ребенок выбирает одних и тех же одноклассников по всем трем параметрам. Самый благоприят­ный вариант: взаимные выборы по одинаковым параметрам.

* Предложенный вариант опробован на учащихся 1-5 классов. Для бо­лее старшего возраста, возможно, нужно изменить вопросы, так как учеба, например, перестает быть столь значимым фактором в жизни ребенка, как в начальной школе.



6092479923139061.html
6092525452092409.html
    PR.RU™