Жилищный надзор. История.

Лицензирование. Первые итоги.

И.С. Измайлов

Необходимо признать, что более чем за двадцать лет существования жилищного надзора признаков общего улучшения технического состояния жилищного фонда в Российской Федерации не отмечено ни в одном из официальных документов.

За годы существования органы жилищного надзора не сделали ничего, что позволило бы:

¾ организовать пообъектный мониторинг за состоянием жилищного фонда РФ;

¾ получить собственникам объективную информацию о состоянии их имущества на основе единой методики оценки технического состояния и участия сотрудников ГЖИ в обследованиях;

¾ избавить собственников от «навязанных» (из-за отсутствия информации о составе и состоянии общего имущества) услуг при заключении договоров управления;

¾ за счет публичности полученных сведений о состоянии общего имущества усилить конкуренцию (открытые тендеры) на рынке жилищных услуг и, как результат, снизить тарифы на жилищные услуги;

¾ эффективно формировать региональные программы капитального ремонта с учетом реальной потребности в конкретных видах работ;

¾ реально сократить уровень коррупции на местном уровне при расходовании бюджетных средств на ремонт и реновацию жилищного фонда за счет общественного контроля со стороны граждан-собственников;

¾ повысить квалификационный уровень участников рынка жилищных услуг в РФ.

Следует отметить, что в ежегодных отчетах Ассоциации организаций ЖКХ содействия развитию жилищного контроля и надзора (АСЖКН) отсутствуют показатели оценки технического состояния жилищного фонда по регионам, перечни проведенных мероприятий, направленных на улучшение технического состояния жилья.

При этом в качестве «достижений» органов жилищного надзора указываются: количество «выявленных нарушений в жилищной сфере», количество «выданных исполнительных документов», количество «вынесенных постановлений о наложении штрафных санкций».

За 2013 год (по данным АСЖКН) только по семи субъектам Российской Федерации было вынесено постановлений (оштрафовано) на общую сумму более 1 млрд. 470 млн. руб.(!)

Подавляющая часть штрафов была наложена на обслуживающие организации и их руководителей. При этом размеры штрафов (до 300 000 рублей) для большинства небольших управляющих организаций становятся «смертным приговором». В то же время от должностных лиц ГЖИ нельзя получить разъяснения, какие именно имелись возможности у юридического лица для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно было привлечено к ответственности.

Все эти деньги, более 1 млрд. 470 млн. руб.(!), за один год «были вытащены из карманов граждан» в виде недооказанных им жилищных услуг или завышенных тарифов на содержание, поскольку российское жилищное законодательство не позволяет работать с прибылью в сфере управления многоквартирными домами.

Таким образом, органы жилищного надзора в силу предоставленных им полномочий по контролю (штрафы, дисквалификация), а фактически по разорению жилищных предприятий и объединений жителей (ТСЖ, ЖСК), в настоящий момент совместно с органами местного самоуправления занимаются «переделом» рынка обслуживания жилищного фонда.



Наиболее показательные случаи имеют место в Москве, где полтора десятка домов ЖСК («Перовский-2», «Тантал», Машпроект», «Сплав», «Дружба-9», «Компас» и т.д.), самостоятельно построивших свои дома и успешно действующих более сорока (!) лет, через весьма сомнительный конкурс, проведенный управой района Вешняки по инициативе ГЖИ ВАО Москвы, были переданы в управление другой организации.

Сходная ситуация в Московской области, где по инициативе жилищной инспекции Московской области органы местного самоуправления в городе Апрелевка Наро-Фоминского района и в городе Красногорске Красногорского района решили заменить ТСЖ ЖК «Апрелевский» и ООО УК «Павшино», на протяжении нескольких лет управлявших многоквартирными домами, на аффилированные организации, посчитав, что в этих домах уже много лет не выбран (не реализован) способ управления.


6092088934714616.html
6092151615787172.html
    PR.RU™